Декор стен - фото лучших вариантов

Декор стен - фото лучших вариантов

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для понимания становления западного и отечественного дизайна текстиля середины XX века и развития принципов и методов проектирования текстильного печатного рисунка.

1. Художественное проектирование печатного текстильного рисунка 1950-1960-х годов представляет собой сформировавшееся направление дизайна, роль и востребованность которого неуклонно возрастает в период активного развития проектных процессов в дизайне текстиля XXI века.

2. В послевоенный период и начале второй половины XX века в Западной Европе, США и в СССР сформировались новые принципы проектирования орнамента, базирующиеся на цитатности и аллюзии.

3. Ведущим методом проектирования печатного текстиля 1950 - 1960-х годов XX века являлся мануальный метод, включающий три этапа: подготовительный, эскизный, завершающий.

4. Типологизация орнаментальных мотивов, выявленная в работе, включает пять групп: геометрический, растительный, абстрактный, сюжетный, комбинированный орнаменты. Основные отличия в зарубежном и отечественном проектировании наиболее ярко проявились в сюжетном орнаменте, что объясняется идеологическими различиями политических систем.

5. Проектная деятельность в СССР со второй половины 1950-х годов развивалась в одном русле с зарубежной проектной деятельностью и модой, однако имела свои ярко выраженные национальные черты: советский текстильный рисунок развивался под значительным влиянием народного искусства.

6. Мануальное проектирование печатного текстильного рисунка 1950 -1960-х годов, обогащенное возможностями компьютерных технологий, является основной тенденцией развития дизайна текстиля конца XX начала XXI веков.

7. Рассматриваемый период во многом повлиял на развитие текстильного дизайна и определил его характер в современном мире. Большинство актуальных идей в области проектирования текстильного печатного рисунка конца XX начала XXI вв. связано с западным искусством 1950 - 1960-х годов. Принципы и методы, сформировавшиеся в этот период, лежат в основе современной методики и творческой деятельности зарубежных и отечественных дизайнеров текстиля.

заключения:

• идеи реализма в искусстве СССР послевоенных лет нашли отражение в реалистических изображениях текстильного орнамента начала 1950-х годов;

• в конце 1950-х начале 1960-х годов приемы абстрактного искусства обогатили средства художественной выразительности текстильного орнамента, идеи функционализма способствовали обращению к народному искусству как источнику простых, лаконичных форм;

• развитие химической промышленности в послевоенный период и совершенствование технологических процессов позволило воспроизводить на ткани разнообразные художественные приемы;

• шестидесятые годы двадцатого века характеризуются значительным расширением применяемых видов орнамента, особым вниманием к сюжетному рисунку и мотивам народного творчества;

• в печатном текстильном рисунке послевоенного времени и периода 1960-х годов сохраняется преемственность методов художественного проектирования.

Глава Ш. ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОГО ПЕЧАТНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА 50 - 60-х ГОДОВ XX ВЕКА НА ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ТЕКСТИЛЯ

Искусство 1950 - 1960-х сломало рамки канона традиционного искусства и позволило использовать в творческом процессе принципы «цитатности» и «интертекстуальности» [46, с. 143], благодаря чему дизайнеры сегодня имеют широчайший арсенал художественных средств и стилистических приемов.

Использование графических решений и принципов организации орнамента пятидесятых и шестидесятых годов XX века одно из наиболее востребованных направлений в проектировании печатных текстильных рисунков ХХ-ХХ1 столетий. В этом направлении можно выделить несколько аспектов.

3.1. Новые методы проектирования печатного текстильного рисунка конца XX века - начала XXI века и их связь с орнаментацией тканей 50 - 60-х годов XX века

В 1970-е годы в проектировании текстильных печатных рисунков начала широко применяться фотоаппаратура. Использование фотоаппарата позволило собирать и компоновать изображения из реальных сфотографированных объектов. Подобная техника коллажа широко использовалась в 1950 - 1960-е годы при создании эскизов64. «Современные методы воспроизведения рисунков с использованием фотографирования позволяют художнику работать нетрадиционными

64 В России этот метод обрел популярность только в конце 1980-х - начале 1990-х годов. способами, применяя фотографирование мотивов, их монтаж, технику коллажа, аппликации и т.п.» [8, с. 176].

Развитие компьютерного проектирования в начале 1980-х годов отразилось на методах создания печатных рисунков. С помощью персонального компьютера художнику стало доступным переложение трудоемких операций обработки текстильного рисунка: копирование, перевод мотива на бумагу, композиционное построение, колорирование -«на плечи машины» [7, с. 13]. Технологическое новаторство открыло перед дизайнерами текстиля новые горизонты. Компьютерное проектирование побудило художников к поиску новых форм выразительности, и многие из них обратились к художественным приемам, появившимся в середине XX века.

Начало 1990-х годов ознаменовалось изобретением цифровой фотографии. «Одним движением руки снимок переносится с фотоаппарата в компьютер, сразу открывая простор «для творчества за монитором»» [8, с.170]. Использование фотоизображений - неотъемлемая часть проектирования рисунков в XXI веке. С помощью компьютерных технологий стали возможны изменения пластики мотива, перевод его из объемного изображения в плоское и, наоборот, изменение контрастности, насыщенности цветовых оттенков, перевод рисунка в черно-белую графику, деформация мотива (растягивание, сжатие, создание иллюзорного объема), то есть использование приемов и техник, берущих свое начало в искусстве поп-арта и оп-арта.

В настоящий момент автоматизированное проектирование печатных текстильных рисунков не исключает полностью «ручной» работы. Как и в других отраслях дизайна «ручное» и «компьютерное» совместно развиваются, взаимно обогащая друг друга технологическими и творческими новациями. Каждый художник вырабатывает индивидуальные методы. Одни работают с фотографическими изображениями. В их творческом процессе фотография является исходным материалом. Другие применяют мануальное эскизирование, которое может быть выполнено в разных техниках: тушь, акварель, темпера, пастель. После выполнения эскиза мотив переводят в электронный вид. На начальном этапе изображения дорабатываются — «чистятся», и формируются завершенные мотивы. Для их разработки и орнаментации фона в компьютерных программах есть набор графических средств (линий, точек, пятен, штрихов). В программах имеются также «библиотеки» текстур, кистей и клипартов65, которые содержат готовые элементы и фактуры (кляксы, фильтры, цветные плоскости, полиграфический растр и др.). Достаточно заглянуть в эти «библиотеки», чтобы увидеть широкий спектр рисунков, заимствованных из 1950 - 1960-х годов (рис. 144). Среди самых распространенных - изображения стилизованного бумеранга (рис.144(в)), геометрические мотивы в стиле опарта (рис.144(д)), мазки и композиции, заимствованные из абстрактного искусства и психоделического направления (рис.144(а)), плоскостные, лаконичные, залитые пастозными цветами мотивы растительного и геометрического орнамента (рис. 144 (г)), всевозможные плоскости-фильтры и растры. Предлагаемые рисунки, средства заполнения мотивов и разработки фона широко востребованы не только в текстиле, но и в современном рекламном графическом дизайне.

65 Клипарт - изображения, а также фотографии, объединенные определенной тематикой. В зависимости от программы существует два основных типа клипартов - растровый и векторный.

3.2. Преемственность и развитие орнаментальных тем и средств художественной выразительности текстильного орнамента 1950 - 1960-х годов в дизайне зарубежных печатных текстильных рисунков XXI века

В работе западных компаний, занимающихся проектированием печатных текстильных рисунков сегодня, можно выделить два основных направления, показывающих особенности использования текстильных орнаментов 1950 - 1960-х годов.

1. Буквальное цитирование рисунков, появившихся в 50 - 60-е годы XX столетия.

2. Использование приемов стилизации, средств художественной выразительности, цветовых сочетаний, свойственных дизайну печатного текстиля 50 - 60-х годов XX века.

На этом пути преуспели именно те фирмы, образование и становление которых приходится на пятидесятые - шестидесятые годы прошлого столетия. Это компании «Missoni», «Emilio Pucci», «Etro» и др.

Обращаются к раннему периоду своего творчества и именитые дизайнеры того времени: Натали Гибсон, Зандра Роудс и др.

Узнаваемые рисунки нашли применение в разных сферах дизайна. Так визитной карточкой итальянского бренда "Эмилио Пуччи" (в 2007 году фирма отметила свое 60-летие) стали этнические мотивы и абстрактные орнаменты. Пройдя через всю историю существования бренда, рисунки с абстрактными мотивами до сих пор являются основой коллекций дома «Emilio Pucci»66 (рис.145). Психоделический орнамент Pucci сегодня используется во многих отраслях дизайна, среди которых реклама,

66 В 2000 году почти 70% акций этой марки были приобретены французским концерном «LVMH» («Moet Hennessy Louis Vuitton»), специализирующимся на управлении "люксовыми" компаниями. аксессуары, упаковки для алкоголя и косметики, домашний текстиль и

ДР67

Знаменитый дом моды «Missoni» также неизменно поддерживает образ марки на протяжении уже более пятидесяти лет. В традициях бренда остаётся орнаментация трикотажа рисунками в виде зигзагов и полосок в ярких цветовых сочетаниях (рис. 146(а-б)). Сегодня фирма «Missoni» расширила свой ассортимент, открыв линию аксессуаров «Missoni» и домашнего текстиля «Missoni Ноше» - гардинные ткани, покрывала, белье, предметы домашнего обихода.

Известные фирмы не только используют дословное цитирование орнаментов и возрождают свои архивные рисунки, созданные в 1950 - 1960-х годах, но и идут дальше в этой рециркуляции «старого», создавая новую моду, исходя из своих собственных предшествующих коллекций.

Ярким примером сохранения традиционного дизайна 1950-х является компания «Sanderson» («Сандерсон»)68. Дизайнеры этой компании в настоящее время диктуют моду в оформлении и декорировании интерьеров. В 2010 году компания выпустила коллекцию обоев и тканей, которая включила в себя восстановленные рисунки из своего архива 1950-х годов (рис. 147). Среди них известные работы: «Фестиваль» (1950г), «Жизнь» (1953г.), Водоросли (1954г.), «Мобили» (1950г.) и др. Кроме этого, компания «Sanderson» использует в вышеназванной коллекции и современные дизайны, стилистика которых находится в общем русле тенденций 1950-х годов [143]. Композиционные построения современных рисунков и трактовка мотивов почти дословно цитируют орнаменты тканей послевоенного времени. Однако есть и отличия - это более чистая и яркая цветовая гамма, более деликатная разработка внутри мотивов (рис. 148). В

67 В течение трех лет креативным директором компании "Эмилио Пуччи" являлся французский кутюрье Кристиан Лакруа, после завершения его контракта флорентийский модный дом пригласил к себе на работу молодого британского дизайнера Мэтыо Уильямсона.

68 Фирма основана Артуром Сандерсоном в 1860 г. в Лондоне. качестве примера приведем работу, созданную в 2009 году современным дизайнером Фионой Говард, «Одуванчик подскажет время» (рис. 148(6)). Главными элементами текстильного орнамента здесь являются стилизованные головки зонтичных растений, разработанные тонкой графикой. Колористики рисунка отличаются яркими напряженными цветовыми сочетаниями, характерными для 1960-х годов.

Вдохновляясь рисунками 1950-х годов, дизайнеры компании «Sanderson» активно используют принцип «структурного подхода» к изображению форм органического и неорганического происхождения и мотивы кинетического искусства. Основным средством художественной выразительности, как и в 1950-е годы, является линия в сочетании с цветными пятнами и фактурами. Также применяется имитация техники коллажа, популярного приема 1950-х годов. Рисунки создаются на компьютере с помощью монтажа цветных плоскостей, фактур и линий.

В 2012 году компания «ИКЕА» представила коллекцию тканей, включающую орнаменты с характерными растительными мотивами 1950-х годов [52]. На иллюстрации (рис.149 (а)) можно видеть огрубленные формы листьев, колорит, трактовка и расположение которых напоминает работу Сильвии Чалмерс «Фрукты» (глава I рис. 15 (б)).

Британская компания «Gaskell Carpets» использует свои архивные рисунки, созданные в 60-е годы XX столетия. «Характерные для этого бренда выразительные психоделические и абстрактные узоры, а также флоральные мотивы предлагаются в ярких насыщенных цветах» [96] (рис. 150(a)).

Продолжает свою творческую деятельность одна из самых талантливых дизайнеров Великобритании - Зандра Роудс. Ее почерк, сформировавшийся в 60-х годах XX века, активно прослеживается и в сегодняшних ее коллекциях (рис. 151). Иногда дизайнер дословно повторяет собственные рисунки, созданные в 1960-е годы. Например, в коллекции Весна-лето 2012 представлен ее знаменитый дизайн «Помады» (рис.151 (а)).

В настоящий момент Зандра Роудс создает коллекции совместно с компаниями и сетями универмагов «Marks&Spencer» и английской компанией «Ashley Wilde». Дизайнер не ограничивается женской одеждой. Она разрабатывает рисунки для аксессуаров, нижнего и постельного белья, ювелирных украшений.

Дизайны компании «Marimekko» считаются классикой 1960-х годов. Современные рисунки представляют собой либо прямое повторение орнаментов и их колористические вариации (рис. 15 0(6,в,г)), либо стилизацию, близкую к орнаментам шестидесятых. Сохранению стилистики компании во многом содействует дочь Майи Изолы - Кристина, которой принадлежат права на рисунки матери. Следуя по ее стопам, Кристина Изола стала опытным дизайнером текстиля. Ее эскизы сохраняют связь с работами Майи Изолы.

Кроме того, в дизайне текстиля и особенно ковров сегодня нередко дословно воспроизводятся живописные произведения, созданные в 1950-е и 1960-е годы. Особенно часто цитируются полотна художниковабстракционистов: Пита Мондриана, Виктора Вазарели, Джексона Поллока, Пауля Клее. Массовое воссоздание полотен известных художников в технике ткачества и печати позволяют каждому желающему иметь в интерьере произведение искусства. Как правило, подобные дизайны доминируют в предметной среде. Например, ковер, копирующий работу П. Мондриана «Композиция с белым, красным, желтым и черным» голландской компании «Arte Espina» (рис.152). Помимо прямого цитирования, в коврах стало популярным создание композиций, основанных на принципах искусства опарта, поп-арта и психоделики. Ярким примером является творчество Юргена Далманиса, который создает ковры в стиле поп-арта и абстракционизма (рис. 153). На создание эскизов дизайнера вдохновляют изображения на обложках старых музыкальных дисков из коллекции его матери, которая в молодости была участником движения хиппи.

Возвращение ведущих европейских брендов к орнаментам 50 - 60-х годов XX века объясняется не только желанием декларировать свои прошлые успехи. Почувствовав востребованность стилистики этого периода, они расширяют ассортимент продукции, пытаясь удержаться на волне успеха.

Ведущие стилисты Европы и Америки, задающие тон в моде, постоянно обращаются за вдохновением к прошлым наиболее ярким периодам своей истории. Отсюда возникают модный колорит, мотивы, структуры и отделка тканей.

Анализ трендов ведущих мировых изданий («International Textiles», «Harper's BAZAAR», «Vogue», «ELLE», «ELLE декор» и др.), предлагаемых на 2006, 2007, 2008, 2010, 2012, 2013 годы, и образцов орнаментальных тканей, экспонированных на международных выставках-ярмарках (Федеральная ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ», «Première Vision Moscow», «Collection Premiere Moscow» (CPM) (2010, 2011, 2012, 2013 годы), показал популярность и востребованность ведущих орнаментальных мотивов, возникших в середине XX века.

Дизайнеры обращаются к абстрактным и стилизованным мотивам, простым и элегантным формам и композиционным построениям 1960-х годов. Можно выделить несколько видов орнамента 1950 - 1960-х годов, активно используемых дизайнерами XXI века: геометрический орнамент в стиле оп-арт; абстрактный орнамент в стиле абстрактной живописи и стиля психоделического искусства; сюжетный орнамент в стиле поп-арт; растительный орнамент в условной плоскостной трактовке; этнический орнамент в стилистике субкультуры хиппи.

В текстильном дизайне XXI века активно применяются принципы проектирования текстильного печатного рисунка 1960-х годов: обобщение, уплощение и геометризация изобразительных форм.

Рассмотрим вышеперечисленные группы рисунков. Особой популярностью пользуются графические монохромные узоры в стиле оп-арт: круги, сферы, квадраты и прямоугольники с округленными краями (рис.154), рисунки с эффектом наложения светофильтров, геометрические рисунки в виде цветных плоскостей разного масштаба и т.д. Графический орнамент в стилистике 1960-х годов можно встретить на обоях, обивке диванов, коврах, пальто, купальниках и т.д. «Текстильные композиции с иллюзорными эффектами «движения», «пространства», «мерцания» и т д. имеют широкое применение как в костюмно-платьевом ассортименте, так и в оформлении интерьера» [68]. Например, направление, разработанное британским дизайнером Оззи Кларком (Ossie Clark) в 1960-х годах, в настоящее время продолжают дизайнеры: Dries Van Noten, Antonio Berardi и Rodarte и др.

Оптические иллюзии и геометрические орнаменты являются ведущими и в коллекциях «Prada», «Louis Vuitton», «Versus», «Diane von Furstenberg», «Emilio Pucci», «Diane von Furstenberg», «Kenzo» сезона 2012 года [63, с. 164].

Абстрактные орнаменты представлены во многих международных журналах мод. Для этих рисунков характерна «отвлеченная» форма мотивов, психоделические сплетения цвета и линий. На иллюстрации (рис.155) показаны ткани в версии журнала «International Textiles» с выставок «Premiere Vision» 2006-2008 года. На рисунках можно видеть характерные абстрактные линии и плоскости иногда с включением оптических иллюзий.

Современное прочтение психоделических рисунков в стиле 1960-х годов сегодня включает элементы, созданные с помощью компьютерной графики. Вибрирующие оттенки цветов создают остроту и выразительность» [137, с. 20-21] (рис. 156).

Актуальны сегодня и образы поп-арта. Мотивы комиксов, образы звезд кино и шоу-бизнеса широко используются в детском и молодежном ассортименте (рис.157). При разработке этих тем художники активно применяют технические приемы, заимствованные из промышленного дизайна и рекламы: технику коллажа, использование полиграфического растра и др.

Образы, созданные Энди Уорхолом в начале 1960-х годов, востребованы и в XXI веке. В 2007 году компания «Pepe Jeans» получила лицензию на использование его произведений [138]. «Pepe Jeans» -единственная текстильная компания в Европе, которая создает коллекции с рисунками Энди Уорхола. Фирма специализируется на сезонных эксклюзивных моделях одежды и аксессуарах под брендом «Pepe Jeans» (рис.157(а,б)).

Стилистика оп-арта, поп-арта и психоделики «встроена» в современное представление о модных тенденциях. Созданию образа 1960-х годов способствуют изображения атрибутов рок-культуры того времени. Это рок-гитары, портреты музыкальных кумиров, изображения ретро-машин, ярких обложек музыкальных альбомов (например, Rolling Stone), журналов и др. Одной из наиболее популярных тем, используемых в текстильном печатном орнаменте, является группа The Beatles. Примером может служить коллекция мебели фирмы Andrew Martin, вышедшая в 2010 году с изображением фотопортретов музыкантов группы The Beatles на спинках диванов и кресел (рис.157(г)). Образы кумиров представлены не только в реалистичной, но и мультипликационной манере исполнения, повторяя трактовку изображений на обложках музыкальных альбомов 1960-х годов. Например, рисунки из коллекции постельного белья компании «Wonder-Geek» (рис. 157(b)).

Группа растительного орнамента, продолжающего стилистику 1960-х годов, широко представлена в современном текстиле XXI века. На иллюстрациях (Рис. 158) можно видеть образцы тканей с выставки «Premiere Vision» 2008 года, интерьерную ткань шведской компании

ИКЕА» и ковры голландской марки «Arte Espina», демонстрирующие простые формы плоских стилизованных растительных мотивов. Подобным рисункам свойственна условность изображения.

Эклектичный стиль хиппи стал излюбленным для модных коллекций таких известных Домов Моды, как «D&G», «Michael Kors», «Roberto Cavalli», «Baimain Dries», «Van Noten», «Emilio Pucci» и «Marni Etro». Главными мотивами орнаментов этого направления по-прежнему остаются восточные огурцы («пейсли»).

Рисунки печатных тканей с этническим орнаментом (рис. 159) наиболее часто включают орнаменты, созданные под влиянием культуры стран Юго-Восточной Азии (Индии, Малайзии, Индонезии), доколумбовской Америки, африканской культуры. Часто изображаются мотивы, вызывающие ассоциации с этническими символами, нередко используются имитации ручных техник пэчворк, батик и т.д.

Таким образом, дизайнеры XXI века активно используют орнаментальные мотивы, принципы проектирования, стилизацию и колорит текстильного орнамента 1960-х годов. Инновационные технологии позволяют создавать квинтэссенцию этих орнаментов, интерпретировать их при создании современных текстильных рисунков.

3.3. Влияние орнаментации зарубежного текстиля 1960-х годов на советский печатный текстиль конца XX столетия

В 1970-е годы активно совершенствуется производственная база. Текстильная промышленность находится на подъеме. Так на комбинатах, выпускающих шелковые ткани, устанавливаются ротационные печатные машины, которые позволили увеличить раппорт рисунков, значительно улучшить качество печати и расширить творческие возможности художников. На предприятиях, выпускающих хлопчатобумажные ткани, улучшается качество гравирования. Особенно это было заметно на ХБК «Трехгорная мануфактура», где к этому времени сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, граверов и технологов, стараниями которых на тканях этого комбината стало возможным печатать достаточно большие плоскости цвета, передавать различные графические и живописные эффекты.

Широко внедряются пигментные красители, новые виды отделок, гамма активных красителей становится ярче и чище. При производстве печатных рисунков начинает применяться технология сублестатик, позволяющая воспроизводить на тканях рисунки любой сложности и, в

7П частности, фотографические изображения .

Развитие производства химических и искусственных волокон давало возможность не только разнообразить ассортимент тканей, но и создавать материалы с принципиально новыми свойствами. Например, добавление эластичного волокна давало возможность ткани растягиваться и т.д. Практически на каждом художественном совете демонстрировались новые структуры и ткацкие рисунки структур уже существующих. В конце 1970-х- начале 1980-х годов в нашей стране начали внедряться автоматизированные способы проектирования текстильных рисунков.71 В начале 1980-х годов в Московском текстильном институте им. А.Н. Косыгина проводятся научные исследования, выходят в свет ряд

69 Первая ротационная машина была установлена на шелкоткацком комбинате «Красная ]эоза» в 1975 году.

0 Техника печати «сублистатик» не имела широкого применения из-за высокой стоимости оборудования и материалов для создания рисунков.

71 Система Кезропз-220 для автоматизированного проектирования жаккардовых рисунков, как отмечает Т.А. Журавлева, была впервые установлена на Могилевском объединении шелковых тканей. [10, с. 269]. Компьютерное проектирование печатных рисунков внедряется в конце 1980-х годов. работ, призванных научно обосновать методику проектирования текстильного орнамента, объяснить особенности оформления тканей различного ассортимента и назначения. Формируется стройная теория и методика проектирования текстильного орнамента [55], [54], [43], [30].

Качество выпускаемых тканей значительно улучшилось. Другими словами, технология, базирующаяся на достижениях химии, «новом оборудовании для прядения, кручения, ткачества, печати и в сочетании с компьютерными рисунками открывает эру новых материалов, предоставляя дизайнерам широкие возможности для творческой работы» [10, с. 254].

Наряду с этим, международные тенденции моды оказывают все большее влияние на советский текстиль. «Разработкой перспективных направлений в моделировании костюма и в художественном оформлении текстильных полотен занималась эстетическая комиссия по вопросам моды и культуры одежды. эта комиссия работала в одном русле со странами, входящими в СЭВ, и таким образом испытывала непосредственное влияние международной моды.» [10, с.257]. Однако усилия, направленные на определение характера международной моды и внедрение ее в советское текстильное производство, часто мешали проектировщикам, ориентированным на традиционный печатный текстиль. Кроме того, сохраняющиеся политические догмы препятствовали появлению неординарных, не вписывающихся в общую систему представлений рисунков.

Советские дизайнеры текстиля с высоким творческим потенциалом, обращаясь к модным на Западе мотивам, были вынуждены работать с отставанием от европейских специалистов [10, с. 239].

В СССР проектирование текстильных рисунков в русле международной моды имело особенности. Помимо решений эстетической комиссии, включающих направление в оформлении текстиля и распространяемых в формате брошюр и альбомов с колористической гаммой цветов, для создания эскизов часто использовались образцы зарубежных тканей с печатными рисунками, поступающие в тканетеки ВИАЛЕГПРОМа и Торгово-промышленной палаты СССР, а также иллюстрации из международных журналов и каталогов («Textil-Wirtschaft», «International Textiles», «Harper's BAZAAR» и др.). «Количество журналов было ограничено, они поступали на предприятия в порядке очереди», - вспоминает главный художник ШК «Красная роза» Т. Д. Тихомирова [34].

Художники-проектировщики вынуждены были пользоваться одними источниками. Знакомство с западным искусством 1960-х годов происходило главным образом через уже адаптированные образцы промышленных тканей, которые «пропускались через призму» своего восприятия и «приспосабливались» к советскому производству. В заимствованном из международной моды орнаменте наблюдается постепенное развитие и преемственность орнаментальных образов.

Основными орнаментальными темами, широко использующимися в отечественном текстильном печатном рисунке конца XX века, были мотивы и построения, заимствованные из субкультуры хиппи (этнический орнамент, пацифистские и психоделические образы, плоские стилизованные флоральные мотивы, имитации рукотворных техник крашения, лоскутные построения орнамента); геометрические рисунки с оптическими иллюзиями; мотивы, заимствованные из искусства поп-арта; абстрактные мотивы.

Эти виды рисунков, появившиеся на отечественных тканях в начале 1970-х годов, оставались в ассортименте многих фабрик долгие годы. Изменения касались главным образом цвета, масштаба мотивов и их композиционных расположений.

Мотивы народного искусства занимали важное место в творчестве отечественных художников. «Иногда избранный мотив довольно близко воспроизводится на ткани, но чаще прибегают к вольной интерпретации мотива, в которой лишь небольшая деталь позволяет угадать этот источник, его образные основы» [89, с. 54]. С 1970-х годов рисунки этого направления испытывали значительное влияние международной моды и, в частности, влияние контркультуры хиппи. Так стали популярны композиции, напоминающие лоскутную технику пэчворк {patchwork) (рис. 160). Орнаменты с мотивами «восточных огурцов» своим колоритом, трактовкой и расположением напоминали скорее психоделические рисунки, чем традиционные ситцы (рис. 161(а)). Часто в построении композиций использовалась динамика, имитация техник приобрела, скорее, характер пикселей, чем действительно иллюстрировала техники ткачества и вышивки (рис. 161(6)). «Существование в русле международной моды означало не забвение своего национального наследия, а его развитие на ином качественном уровне» [89, с. 54]. Для выставочных образцов, последующих фестивалей, 0лимпиады-80 художники всегда ориентировались на народное искусство. Рисунки, создаваемые по народным мотивам, и сувенирная тематика продолжали свою жизнь вплоть до закрытия фабрик в конце 1990-х годов. Активно работали в этом направлении художники ХБК «Трехгорная мануфактура» Т. Валынецкая и Ю. Захаров. На Первой Московской ситценабивной фабрике тонкие графические рисунки создавали В.А. Илюшкина, Л.П. Соколова, Л.К. Титова, на ШК «Красная роза» -Г.Г. Завгородная, Н.К. Гуллер, Т.Д. Тихомирова, H.A. Жовтис, М.И. Семченкова, Л.П. Рубцова и др.

Влияние субкультуры хиппи в начале 1980-х годов проявилось в интересе к изображению в печатных рисунках техник ткачества и крашения в качестве самостоятельных орнаментальных тем. Рисунок 162 (г) демонстрирует орнамент, напоминающий технику икат, а на рисунках 162(а),(б),(в) можно видеть соединение имитации техники икат с рисунком полос и цветочных мотивов.

В текстильном орнаменте 1980-х годов появились не изображаемые в 50 - 60-е годы XX столетия излюбленные пацифистские мотивы хиппи: бабочки, сердечки, радуга (рис. 163 (а),(б)). На ткани (рис.163(а)) представлено характерное для психоделического направления колористическое решение с «растворением» одного цвета в другом. В 1980-е годы начинается увлечение цветом. В 1990-е годы цвет становится главной составляющей печатных текстильных рисунков [61, с. 76-77].

Психоделические образы в советском текстиле конца XX века выражались, главным образом, в воспроизведении органической пластики. Рисунки этого направления характеризовались однородным заполнением всей поверхности ткани вытянутыми криволинейными полосами. Часто встречались орнаменты, в которых соединялись фрагменты психоделической абстракции с плоскими изображениями флоральных мотивов (рис.164(а),(в)). Пластика модерна проникает во все ассортиментные группы и встречается на фабриках повсеместно. На рисунке 164 (б) можно видеть плавные линии, являющиеся основой сюжетного рисунка. В работе «Лоскутный сатин» (1975 г) художницы «Трехгорной мануфактуры» И.П. Годуновой, скругленные края лоскутов, соединяясь, образуют пластичные формы (рис. 160(6)). Работа декорирована мотивами сердечек, напоминающими работы Натали Гибсон начала 1960-х годов, например, рисунок «Пергола».

Декоративность и плоскостность флоральных мотивов, характерная для стилизации западных тканей 1960-х годов, у нас в стране стала активно использоваться в начале 1970-х годов. В 1980-е годы растительные мотивы в подобной трактовке встречались в коллекциях практически всех текстильных предприятий. Примерами могут служить рисунки ХБК «Трехгорная мануфактура», Щелковского и Глуховского хлопчатобумажных комбинатов, шелкоткацкого комбината «Красная роза» (рис. 165,166).

Этнический орнамент и мотивы, заимствованные из первобытной культуры также имели место в печатном рисунке конца XX века. На тканях можно видеть мотивы экзотической природы, перьев, трактовка которых напоминает ритуальные рисунки (рис. 167). Популярны мотивы наскальных росписей, имеющие общую стилистику с орнаментацией рисунков в «архаическом стиле» в отечественных тканях 1960-х годов .

В советских тканях конца XX века геометрические рисунки с оптическими иллюзиями использовались деликатно. Художники не пытались создавать иллюзию объема. Чаще всего рисунки представляли собой соединение линий, треугольников и квадратов, расчерченных мелкими клетками, наподобие шахматной доски (рис.168). На шелковых тканях в рисунках объединяли геометрические иллюзии и цветочные мотивы. Среди наиболее ярких - работы Н.М. Жовтис и С.А. Заславской (рис. 169 (а), (в)). На примере этих рисунков можно видеть характерный прием, заимствованный из западных печатных рисунков, а именно построение композиций по принципу «лоскутности».

В 80-е годы XX столетия на мотивы и трактовку сюжетного орнамента стало оказывать влияние искусство поп-арта. В рисунках печатных тканей появились не изображаемые ранее объекты: помада, флаконы духов, тюбики крема и т.д. (рис.170 (в)). В орнамент активно включался текст (рис.170 (б)). В изображениях использовались разработки, характерные для пиксельной графики и рекламы. Например, на рисунке 170 (г) город напоминает скорее ночной Нью-Йорк, чем Москву. Нужно отметить, что идеи поп-арта в последующие годы активно развивались в ассортименте тканей для отдыха. Приподнятая, яркая цветовая гамма этих рисунков способствовала их популярности.

Абстрактные орнаменты также находят отражение в оформлении текстиля (рис.171). В конце 1980-х годов на тканях можно видеть «набрызги», цветные мазки, мотивы, напоминающие разорванные модули А. Колдера или элементы работ П. Клее (рис. 171 (а)). Подобные орнаменты чаще всего использовались при проектировании рисунков для курточного ассортимента, так как их графичность была созвучна рустикальной поверхности самих структур.

Из приведенных примеров видно, что темы, заимствованные из западного искусства 60-х годов XX века не копировались, а значительно перерабатывались, часто дополнялись растительными мотивами, теряли свою агрессивность, становились, если можно так сказать, более лиричными, камерными.

Следует отметить, что производство, ориентированное на количество выпускаемых метров и массового потребителя, в значительной степени усложняло работу художников, ставило их в узкие рамки ограничений.

Орнаментальные темы, принципы организации текстильных печатных рисунков, художественные приемы, появившиеся в 1960-х годах, в настоящее время сохраняют актуальность и востребованность в дизайне отечественного текстиля. Так «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ» в качестве модного направления в оформлении отечественных тканей и материалов на сезон весна - лето 2013 предлагает рисунки, источниками которых является искусство 1960-х годов (рис.172). Среди заявленных тем:

• графическая - геометрически четкие двуцветные композиции в стиле ар-деко, оптические композиции в стиле оп-арт - графический контраст;

• абстрактная - мазки, брызги, размытость, роспись в технике батика, разводы, деграде, делаве, имитация технологии крашения тай-дай;

• флоральная - плоские цветы с использованием эффектов наложения плоскостей.

Французский маникюр отзывы о лаках orly 493
Декор стен - фото лучших вариантов 67
Самостоятельная прошивка
Декор стен - фото лучших вариантов 258
17 способов неожиданного использования
Декор стен - фото лучших вариантов 660
10 способов
Декор стен - фото лучших вариантов 171
Сетевой блок
Декор стен - фото лучших вариантов 717
Обзор игры
Декор стен - фото лучших вариантов 81
Декор стен - фото лучших вариантов 38
Декор стен - фото лучших вариантов 34
Декор стен - фото лучших вариантов 19
Декор стен - фото лучших вариантов 70
Декор стен - фото лучших вариантов 78
Декор стен - фото лучших вариантов 18
Декор стен - фото лучших вариантов 17
Декор стен - фото лучших вариантов 30

Похожие статьи